martedì 22 gennaio 2013

Про сказки...

"Я пишу для взрослых. Это не сказки - это истории о всех нас!" Г.Х. Андерснен.


Как вы уже догадались, пост книжный, поэтому прячу под кат.


Можно долго рассуждать, для кого же писал Андерсен, наверно, все опять же упирается   в индивидуальное восприятие мира, но то что он великий писатель неоспоримо и каждым найдет что-то для себя в его  многогранных сказках.
Помню в детстве, "Русалочка", пускай и сокращенная советской цензурой, оставила неизгладимый впечатление в моей душе. Я перечитывала  конец несколько раз в надежде, что я все же что-то упустила, я никак не хотела верить, что цена любви так высока. На днях нашла оригинальную концовку.... пронзительно трагично.... Перечитать "Девочку со спичками" просто не могу...
  Читая Андерсена Малышу, мне кажется я так и не смогла объяснить, почему балерина не задумываясь бросилась  в огонь, и за что бравый солдат  убил старуху, выполнившею условия договора (как хорошо, что  наше издание "Огниво", адаптировано  и родители принцессы все же остались в живых), но я уверена, что Малыш еще не раз вернется к этим сказкам.

Самые интересные издания на мой взгляд из нашей домашней библиотеки

 "Стойкий оловянный солдатик" издательской Группы "Азбука-Классика" 2009 г.  Иллюстрации Антона Ломаева. Перевод А. Ганзен. (на сколько я правильно поняла, это серия книг, но других в продаже не встречала) 
***

" Огниво"   А-ба-ба-га-ла-ма-га с иллюстрациями В. Ерко, (Малыш любит рассматривать  его "сложные" иллюстрации)
 *** 

Следующую книгу брала  читать себе.  Снежная королева  издательский дом "Нигма" 2012. Малышу читала всем известное издание с В. Ерко.


Нашла ее случайно, на какой-то выставке. Сначала меня привлекли иллюстрации Т. Пима (Карлы Крит, можно сказать современницы самого  Андерсена, книга с ее картинками была издана меньше чем через 10 лет со смерти писателя), но как  оказалась книга еще ценна и классическим текстом с христианскими мотивами. С таким Андерсеном я была еще не знакома.

А какие сказки Андесена любите вы? что читаете детям? редактируете или считаете, что детям нужно читать оригинальные тексты?
Хотелось бы узнать мнения детских психологов на эту тему))

P.S. отредактировала блогер, надеюсь оставлять комментарии будет проще) спасибо, что пишите)))

Photobucket

32 commenti:

  1. А мы читали Мери Поппинс до этого.. сейчас читаем Тима Талера или проданный смех.. Поппинс сыну понравилась, (а мне в свое время - нет).. Тим Талер, боялась, взрословат для 9-ти лет, но пошел на ура! кроме моментов про бизнес, конечно)) приходится пытаться это объяснять...Дальше хочу Пеппи почитать с ним..
    Еще ребенку страшно нравился Носов, дневник Коли Синицына и Денискины рассказы.. И старая пластинка про Алису в стране чудес (где песни Высоцкого) - заслушана "до дыр", а я ее не очень любила в детстве))
    Вот то, что сразу вспомнила..
    Волшебник изумрудного города пока не идет никак.. А у меня это была САМАЯ любима книга, зачитанная и перечитанная))

    RispondiElimina
  2. Денискины рассказы любила детстве, надо бы поискать. Поппинс мне казалась нескончаемо нудной... но все же слушала, когда мама читала
    Малышу еще 5 лет, сейчас с большим интересом читаем Книгу Джунглей...

    RispondiElimina
  3. Тема сказок очень сложная и неоднозначная.Всему должно быть свое время =)
    Я когда-то очень любила Кира Булычева...его фантастические истории про Алису и ее друзей.
    Еще с удовольствием прочитала книгу Астрид Линдгрен про Карлсона...

    RispondiElimina
    Risposte
    1. Карлсона тоже люблю))) Спасибо!

      Elimina
  4. Мы прочитали Паддингтона, Денискины рассказы, Леля и Минька, а сейчас Путешествие Голубой Стрелы :)

    RispondiElimina
  5. Мы про Пеппи больше, Андерсена сама в детстве тяжело воспринимала. А сейчас, прочитав в детском же издании сказку "Девочка со спичками", решила ограничиться "Гадким утенком". Остальное дочки прочтут позже сами. Если захотят

    RispondiElimina
  6. Сказки Г.К.Андерсена чудесные, но каждая сказка несёт отпечаток непростой жизни самого Анднрсена. Наверное поэтому, детишкам не так просто воспринять смысл вложенный в сказки. Это его внутренний мир, который он и переносил в свои сказки. Пожалуй согласна, что каждая его сказка на свой возраст.
    По-поводу изменения или оригинального текста, скажу по своему ребенку (мы конечно ещё малыши 3,5 л.)...Я читаю только в оригинале, ведь современен ребенок вырастит и сам сможет прочитать и поймёт, что родители придумывали отсебятину (а это может выльется в недоверие к родителям в дальнейшем..Ведь вы сами не решились доверит истинный рассказ, как он написан (значит что-то скрывали - не доверяли ребенку, как личности (которая решает свои жизненные вопросы и делает выводы). Раз решились прочитать ту или иную сказку, значит читайте. Так вот, читая своей дочке сказку (не Андерсена), одну из часто читаемых...Супругу не понравился какой-то эпизод и прочитал по своему. Когда доча попросила снова эту же сказку...она на том моменте, где было прочитано не в оригинале, заявила: "А папа не правду читал".
    На днях читала "Стойкий оловянный солдатик", пока что не был воспринято никак,) Видимо еще не время...Больше любим рассказы или сказки разных народов (в роде повествований, преданий). Да, ещё надо ориентироваться на интерес ребенка. Детки то разные все,)
    Книжки у Вас чудесные! Иллюстрации непревзойденные, насыщенные и настолько детализированы. Думаю интересны будут не только ребенку,)

    RispondiElimina
    Risposte
    1. Как же я рада, что прошли те времена, когда мы перечитывали книги по несколько раз... за вечер... некоторые я могла читать с закрытыми глазами))))

      Elimina
  7. У меня детка выросла , ей 15 :) Но Андерсена , конечно, читали. И у меня в детстве был свой Андерсен, хотя не с такими красивыми картинками, но я любила его сказки. А слышали потрясающую новость ? Ещё до Нового года говорили, что в Дании , в одном из архивов нашли неопубликованную ранее его сказку! Сенсация в мире литературы! Я теперь начеку, надо будет не пропустить ( для себя самой , потому что дочка читает уже совсем другие книжки:) Сказки Андерсена это не то же самое, что, например, сказки братьев Гримм или Вильгельма Гауфа , Шарля Перо. Конечно, он особенный , непрост для буквального понимания, его сказки с двойным дном , что называется. Лично я люблю творчество Андерсена , выросла на Огниве и Снежной Королеве:))) Лена, спасибо за пост, люблю про книги:))

    RispondiElimina
    Risposte
    1. Интересно! я ничего не слышала такого, надо поискать. Спасибо за новость!
      Да, Аднерсен особен, за это и любим) Я поняла, что перечитывая в разном возрасте, я каждый раз нахожу, что-то новое для себя. Не знаю особенность ли русски переводов или все же это Андерсен так писал ( жаль не зная датского)))), но тексты будучи простыми, настолько тонкие и эмоциональные...и многослойные.
      Спасибо, Света!

      Elimina
    2. А я заболела "Снежной Королевой" , как у Вас:))) Уже заказала!! Спасибо!!

      Elimina
    3. Думаю, не пожалеете)

      Elimina
  8. А моему еже 12 и детские книги его уже не очень интересуют, а у нас их очень много всяких разных. А я, наверное, уже перешла в тот возраст когда хочется перечитать все, связанное с детством, поэтому до сих пор покупаю интересные издания с красивыми иллюстрациями. Муж не понимает для кого. Последние из детских купленных и прочитанных - 4 повести Кейт ДиКамилло, все очень интересные, но к Эдварду я буду еще очень часто возвращаться.

    RispondiElimina
    Risposte
    1. Эдвард на все времена и возраста! Я, кстати, тоже с большим удовольствием читаю "детскую" литературу))) Мужу можно сказать, что для будущих поколений, хорошие издания ценны во все времена)

      Elimina
  9. Моя очень любит "Огниво", "Дюймовочку", но честно скажу, практически все адаптирую. Прямо по ходу чтения.
    Для восприятия Пеппи, например, совершенно не обязательно знать, что ее мама умерла, а папа пропал. Пеппи читаем в переводе Лунгиной. Другие переводы мне не понравились.
    Очень любит Незнайку Носова. Это у нас хит сейчас.
    Волкова с Волшебником изумрудного города слушала с удовольствием.
    А вообще заметила, что на кровавые места старинных сказок она как-то не особо внимание обращает. Мне не по себе, а Марье все равно.
    А вот про Карлсона кстати интересная история. У шведов Карлсон - такой вредный отрицательный герой :) А мы его облагородили :)
    Сказки писались зачастую в те времена, когда публичные линчевания и казни были делом обыденным, поэтому и содержание сказок отражает свое время. Я не вижу ничего дурного в том, чтобы адаптировать сказку для ребенка.

    RispondiElimina
    Risposte
    1. Я тоже сглаживаю трагические места, т.к. Малыш реагирует на них, и может не сразу, а через время (видимо немного поразмыслив) задает вопросы. Все же эти произведения не однодневки, значит к ним мы еще вернемся в другом возрасте и другим восприятием)
      Да, Карлсон "ожил" именно в русском переводе, и благодаря советской анимации! Ищу хорошее издание)

      Elimina
  10. Лена -классный розовый слон!
    я выросла на сказках Андерсена... "Дюймовочка","Принцесса на горошине", "снежная королева", "Оле-Лукойе", "Огниво" даже сложно все перечислить и выбрать лучшую...
    дочка моя любила "Русалочку" и "Дикие лебеди"
    А сынишка любил "Стойкий оловянный солдатик"
    кроме Андерсена дети любили сказки Корнея Чуковского, позже Волкова, Льюис Кэрролл.. вообщем детская класска была всем по душе!

    RispondiElimina
    Risposte
    1. Лариса))) это мишка))))) но все равно, спасибо!
      Алиса у нас по плану))) осталось только выбрать какую книжку будем читать)))( у нас не одна )

      Elimina
    2. Лена ты извини, на первом фото лапа плавно совместилась с мордашкой мишки и я впопыхах подумала , что это слон...да я еще про гулливера (Джонатан Свифт) забыла написать-дети очень внимательно слушали эту сказку...позже сами перечитывали...

      Elimina
    3. Не читала Свифта... надо попробовать)

      Elimina
  11. Какие шикарные книги, оформление и иллюстрации просто великолепны. Если не секрет где такое можно купить? Мой сынуля иногда читает сказки. А я в детстве на этих сказках выросла, очень их люблю. Но сказку с такими иллюстрациями читать вдвойне интересней.

    RispondiElimina
    Risposte
    1. Лара, книги чаще покупаю в книжных (и не очень) магазинах, или если уже видела в живую, но по какой-то причине не взяла заказываю в Лабиринте http://www.labirint.ru/, если не ошибаюсь они доставляют по всей России и выбор у них хороший

      Elimina
  12. Какой интересный пост,спасибо) Лично я очень люблю Русалочку,Снежную королеву и Дикие Лебеди,лет с 10. "Русалочка" тогда произвела на меня огромное впечатление на много лет,ничего более красивого и трагичного о любви я,наверно,не читала.Дочке(5 лет) хотела почитать,но,начав,поняла,что рано,пока только "Гадкий утенок" и "Огниво",так как сокращать или изменять текст не хочу,неправильно это,я считаю.
    А с дочкой с удовольствием прочитали "Волшебник изумрудного города",сейчас читаем "Муфта,Полботинка и Моховая борода"

    RispondiElimina
    Risposte
    1. Муфту, Полботинка любила в детстве, взяли у друзей почитать, Малыш был в восторге, я слегка разочаровалась)))

      Elimina
  13. Лена, дочка моя уже взрослая, но "книгоман" была и в детстве, и такой осталась. Сама читать научилась года в три с половиной, но очень любила слушать. Читали все, что можно было "достать" в то время, читали и перечитывали. Список очень может быть большой, и наверное, он девичий, но вот что и мальчику будет интересно, это то, что первое на ум пришло)
    Ханну Мякеля "Пяйве и его Дом", зачитанная до дыр "Сказки для горчичников" Веркор, Анна Cьюэлл "Приключения Черного Красавчика", Карл Сэндберг "Страна Рутамята", перечитываемая до сих пор "Хроники Нарнии" Клайва Льюиса, очень девичьи чудесные прозведения Графини де Сегюр, все, что найдете, Рут Сойер "Роликовые коньки", да, "Алиса в стране Чудес" и "Конек-Горбунок" Ершова, ой, я кажется, не остановлюсь... да, и вся детская советская классика...

    RispondiElimina
  14. Лена, привет! Обожаю про книги:) Очень интересный пост и размышлялки.
    Я не люблю изменённые, сокращенные тексты в книгах, на которых выросла. Первый современный сборник сказок , который подарили моим деткам, мягко говоря меня разочаровал именно поэтому. Так что вернулись к маминым книжкам.
    А вот, что я нашла для своих малышей http://zarinabears.blogspot.com/2013/01/blog-post_25.html

    RispondiElimina
  15. Многие современные сборники по каким-то причинам жутко исковерканы(. Но и наши советские книги тоже грешат существенными сокращениями. Сейчас хорошие издательства печатают дореволюционные тексты (переводы), что очень радует. Спасибо Зарина.

    RispondiElimina
  16. Ян Ларри "Необыкновенные приключения Карика и Вали"-книга которую бесконечно ,с любой главы, читали младшему брату,потом обоим моим мальчикам,сейчас даем на прокат всем "товарищам",начинали ее лет с 5,сами взрослые читали увлеченно,а сколько игр,наблюдений,своих рассказов появляется после этой книги!!целый мир под ногами....ее не было с хорошими иллюстрациями,но это даже лучше!мы шли в сад,в библиотеку и искали ее персонажей!А сказки...они кажется вообще не добрые!(колобок,курочка ряба,коза дереза,это ужасное "мерзни,мерзни волчий хвост...."Как-то начитавшись Т.Толстой я играла в "политкоректность сказок"этакий суд присяжных над героями,разбирала в основном народные(разных народов мира)....жестоко!Такова патриархальная мораль?или сказки это собственно и есть мораль для взрослых?и очень часто в разрез с религиозными заповедями(в сказках запросто око за око)....Я логопед и почти никогда не встречала,что б дети "грызли"сказку как взрослые,но и мораль сказок я воздерживалась с ними разбирать!Лена !я влюблена в твои не мишковые посты!Спасибо тебе за них!

    RispondiElimina
  17. Надо поискать)))
    По-поводу народных сказок, я согласна, смысл мне не всегда понятен (например, семеро козлят-сплошные страсти), поэтому мы с Малышом прошли мимо многих)))) как раз логопедов) зачастую и удивляет, что ребенок не знает этих сказок!!! Спасибо за мнение!!!

    RispondiElimina
  18. Леночка, за нашими болезнями пропустила этот твой пост, вот только сейчас читаю увлеченно) Тоже люблю про книги!
    Ты упомянула "Девочку со спичками".... Хотела поделиться своей историей. В этом году мы с Гришей первый раз пошли на елку. Выбрали Храм Христа Спасителя. Многие говорили, что у них незабываемые спектакли! Я, признаться, немного расстроилась, когда узнала, что будет "Девочка со спичками". Не представляла, как ее поймет 3-х летний Гриша?
    Но все оказалось не так печально, как я представляла. Замечательная православная история!Шикарные декорации и костюмы! Девочка с бабушкой в конце сказки попадают в Рай, где их встречают Ангелы и они славят только что родившегося Христа. Думаю, дети, не знавшие этой сказки, не поняли что все очень печально.
    Меня поразил мой Гриша! Конечно я спросила, понравилось ли ему? Он ответил, что не очень, потому что было слишком громко))) А потом добавил: Мама, но ведь они умерли на самом деле, да?.... Я была в шоке!

    RispondiElimina
  19. Для 5-летнего, мне кажется, очень пойдут "Сказки дядюшки Римуса" - там такие живые герои - хтирый братец Лис, непростой братец Кролик...Мой сын до сих пор с иронией говорит "мас-ли-це"(поймет читавший).
    А вот внучке подарили сказку "Кот, петух и лиса" и я с удивлением обнаружила, что сказка адаптирована для детей и КАК!!! вырваны самые лучшие диалоги:"Несет меня лИса за темные лЕса...", "масляна бородушка, выгляни в окошко, дам тебе горошка"... Представляете, этого нет, а просто одни глаголы - лиса схватила, побежала... Чья это была "гениальная" адаптация?

    RispondiElimina